Главная страница /  Новости /  Новости отрасли /  Новости отрасли за 2015 г. /  Квадратные метры красоты

Квадратные метры красоты

26 марта 2015 г.

Когда новый жилой комплекс только сдан, то даже раньше самых нетерпеливых жильцов его заселяют активные арендаторы. На первых этажах коммерческие помещения занимают парикмахерские и салоны красоты.
По словам застройщиков, бывали случаи, когда счастливые, но несколько удивленные новоселы обнаруживали в своем доме сразу по три-четыре подобных заведения. Так ли они востребованы сегодняшним рынком и в любом ли помещении их можно открывать?

Так называемые магазины готового бизнеса и сайты аналогичной тематики сегодня предлагают сотни объектов по всему городу, в том числе – парикмахерские и салоны красоты. Их заявляемая ежемесячная прибыль – от 30 до 150 тыс. руб., средняя – 60-90 тыс.

КОМУ ПАРИКМАХЕРСКУЮ? НЕДОРОГО!

Стоимость готовой к работе парикмахерской зависит от десятков факторов – площади помещения, количества персонала, оборудования, проходимости объекта и, конечно, его локации. Основная масса предложения находится в диапазоне 1-1,5 млн руб. за арендуемые помещения. Хотя достаточно и небольших парикмахерских, владельцем которых можно стать всего за 300-400 тыс. руб. Как, впрочем, и салонов с претензией на высшую категорию – за 15 млн руб. и больше. В последнем случае помещения нередко находятся в собственности.

По данным ГУИОН, в сегменте встроенных помещений на торговые объекты (включая предприятия общепита и бытового обслуживания) приходится почти 3 млн кв. м, или около 23,5% от всех городских встроек. Наибольшую долю арендуемых торговых площадей занимают магазины розничной и оптовой торговли, а также салоны красоты.

По данным генерального директора Ассоциации предприятий индустрии красоты Юлии Гоцуляк, на сегодняшний день в Петербурге и ближайших пригородах работает порядка двух тысяч салонов. По ее словам, наибольший интерес для операторов салонного бизнеса сегодня представляют помещения средних и малых площадей, до 80 кв. м. Сказывается желание владельцев салонов оптимизировать затраты на аренду.

Характерно, что наряду с продуктовым ритейлом салоны – уникальное направление бизнеса, которому спальные районы интересны, по крайней мере, не меньше, а зачастую – больше, чем основные торговые магистрали. Именно поэтому салоны и оказываются в числе первых арендаторов во встроенных помещениях на первых этажах новых жилых комплексов.

Примерная сумма инвестиций в открытие среднего салона красоты в таком помещении с нуля (ремонт, отделка, закупка оборудования и прочее), по данным экспертов, сегодня составляет порядка 1,5 млн руб.

ВСЕ ТАКИЕ РАЗНЫЕ

Условно все существующие салоны можно разделить на три основных типа. Самый простой и непритязательный занимает скромную площадь, от 20 до 40 кв. м, и специализируется исключительно на парикмахерских услугах, как правило, по бюджетным ценам.

Следующая категория располагается уже в больших по площади помещениях, 60-100 «квадратов», и оказывает более широкий спектр услуг. Такие салоны могут быть оборудованы косметическими, маникюрными кабинетами, соляриями и т. д.

И, наконец, в верхнем сегменте располагаются просторные, как правило, от 200 кв. м, люксовые салоны с евроремонтом, современным оборудованием, элементами спа, расходными материалами высшего качества и соответствующими ценами на услуги.

Такой формат как «закрытые» элитные салоны в нашем городе представлен в единичных экземплярах, поэтому на общую статистику никак не влияет.

Средняя рентабельность салона красоты, по оценкам различных экспертов, составляет порядка 15-25%. Средний срок окупаемости объекта сильно зависит от класса салона, проходимости, спектра услуг и колеблется в пределах 1,5-3 лет, если речь идет о бизнесе на арендуемых площадях.

Арендные ставки, по словам экспертов, сегодня варьируются от 800 руб. до 2 тыс. руб. за кв. м во встроенно-пристроенных помещениях, но могут достигать и 3-5 тыс. руб. в «раскрученных» торговых центрах.

САНПИН ДЛЯ ЦИРЮЛЬНИКОВ

Основной документ, обобщающий требования различных нормативов к парикмахерским и салонам красоты, – «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги» (СанПиН).

Данные правила предназначены для предпринимателей, деятельность которых связана с проектированием, строительством и эксплуатацией таких объектов, а также органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Главной проверяющей структурой, с которой руководству салона придется сталкиваться в процессе проверок, сегодня выступает Роспотребнадзор.

Важно, что этот СанПиН не распространяется на ряд объектов, которые могут в рамках своей деятельности также оказывать отдельные услуги по профилю салонов красоты. В частности, документ не регламентирует требования к косметологическим отделениям и клиникам, а также косметологическим и массажным кабинетам и соляриям в составе лечебно-профилактических учреждений. Последние работают по гораздо более жестким нормам, прописанным для учреждений медицинского профиля.

Общие требования к размещению парикмахерских достаточно демократичны. Они могут быть расположены как в отдельно стоящем здании, так и во встроенно-пристроенных помещениях. В том числе и в составе предприятий бытового обслуживания, торговых центров, бань, гостиниц и т. д.

На размещение салонов красоты в жилых домах накладывается ряд ограничений. В частности, на первых этажах многоквартирных зданий их допускается открывать исключительно при наличии изолированного входа и автономной системы вентиляции.

В подвальных и цокольных этажах зданий, а также в торговых центрах и комплексах без естественного освещения парикмахерская допустима при условии соблюдения ряда гигиенических требований к воздухообмену, нормам микроклимата и освещения. Впрочем, по словам операторов рынка, все эти требования СанПиНа без труда выполняются с помощью современных систем кондиционирования и освещения.

Отдельное внимание следует обратить на системы водоснабжения и канализации, поскольку нормативы регламентируют наличие различного специализированного сантехнического оборудования.

Требования к отделке парикмахерской не столь серьезные как, например, к продовольственным магазинам или заведениям общепита. Главное, чтобы все отделочные материалы (краски, эмали, кафельные и глазурованные плитки, ламинат и т. д.), имели документы, подтверждающие в установленном порядке безопасность их использования. И, конечно же, отделка всех помещений должна предусматривать возможность проведения влажной уборки и дезинфекции.

Законы регулируют и площадь отдельных помещений салона красоты – в зависимости от комплекса оказываемых услуг и размера предприятия.

Нормативы допускают совмещение в одном помещении нескольких функциональных зон. К примеру, залов парикмахерского обслуживания, помещений для мытья волос и химической завивки или кладовых, помещений для хранения дезинфицирующих средств и стерилизации инструментов. Но в этом случае площадь каждого совмещенного помещения не может быть менее 9 кв. м.

КРАСОТЕ КРИЗИС НЕ ПОМЕХА!

Операторы рынка отмечают, что в нынешней экономической ситуации рентабельность салонов красоты и простых парикмахерских, безусловно, снизилась.

При этом массового закрытия подобных заведений пока не происходит. «Одни салоны будут закрываться, другие – открываться», – говорит Юлия Гоцуляк. По ее мнению, кризисные тенденции подстегнут операторов рынка не только к оптимизации затрат и экономии, но и к поиску новых форматов работы и внедрению креативных решений. Одним из них, по словам эксперта, может стать появление небольших салонов европейского формата, специализирующихся на отдельных услугах, к примеру – мужских стрижках.

С тем, что арендаторы, занимающие помещения под парикмахерские и салоны красоты оказываются наиболее устойчивыми перед кризисными тенденциями, согласен и исполнительный директор АН «Русский дом» Алексей Слокотович. «Снижение спроса на услуги, безусловно, произойдет, люди станут ходить в салоны реже, но все равно не перестанут этого делать», – говорит эксперт.

Резюмируя эти мнения, можно предположить, что и в будущем счастливые новоселы смогут обнаружить в только что сданном доме новую парикмахерскую или салон красоты. А иногда и три-четыре таких заведения сразу.

Источник: БН-газета