Главная страница /  Новости /  Новости отрасли /  Новости отрасли за 2015 г. /  Земляной нал. Как без революци...

Земляной нал. Как без революций изъять пустующие сельскохозяйственные земли

08 декабря 2015 г.

На этой неделе, как стало известно "Российской газете", могут появиться первые предложения по доработке законодательства об изъятии пустующих сельскохозяйственных земель.

"Предлагаю изымать у недобросовестных владельцев сельхозземли, которые используются не по назначению, и продавать их на аукционе тем, кто хочет и может возделывать земли", - сказал президент России Владимир Путин в Послании Федеральному Собранию.

Правительство должно подготовить все предложения до лета 2016 года, а поправки в законодательство Госдума рассмотрит следующей осенью. Глава аграрного комитета Госдумы Николай Панков подчеркнул, что первые предложения последуют уже на этой неделе. По его словам, речь может идти не только о корректировке законодательной базы, но и изменении госпрограммы развития сельского хозяйства.

Закон об изъятии земель сельхозназначения существует в России с 2010 года. Государство имеет право их отчуждать, если гектары пять лет не используются по прямому назначению. Судя по всему, текущее законодательство нуждается в доработке.

Нынешняя ситуация отчасти продиктована отсутствием единой информационной системы данных о земельных ресурсах страны, подчеркивают в Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров "Руспродсоюз". Там считают, что ресурсы всех организаций и ведомств, чья деятельность связана с земельными фондами страны, нужно объединять. Это можно сделать, создав единый информационный портал на основе публичной кадастровой карты для определения фактического состояния фонда земель сельскохозяйственного назначения России, в том числе с применением спутникового мониторинга, считают в "Руспродсоюзе". В ассоциации указывают, что две трети земельных фондов страны вообще не состоят на кадастровом учете - отсюда трудности проверки и эффективность использования.

"Земля является нашим основным стратегическим ресурсом и конкурентным преимуществом - на Россию приходится 12 процентов мировой пашни, что составляет порядка 120 миллионов гектаров", - подчеркнул директор по развитию "Руспродсоюза" Дмитрий Востриков. Такоее преимущество должно помочь полностью обеспечить Россию продуктами собственного производства к 2020 году - эту задачу также поставил Владимир Путин.

Наталья Шагайда, доктор экономических наук, директор Центра агропродовольственной политики Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС, в свою очередь, отмечает, что в России драматически сократилась посевная площадь. "Например, с 1990 по 2015 год - почти на 33 процента, - уточняет она. - В советское время не считали деньги, когда решали вопрос о том, нужно ли сеять. Сейчас считают".

Подавляющая часть земель, которая сейчас не используется, находится в неблагоприятных зонах, или там, где издержки производства выше, чем потенциальные доходы. На таких территориях изымать землю экономически нецелесообразно, так как покупателя или арендатора не найдут, полагает эксперт. В этой связи вопрос о неиспользуемой земле нужно ставить именно в тех регионах, где на нее есть реальный спрос.

Сейчас есть механизмы изъятия, но они требуют уточнения. Однако в действующем механизме есть принципиальный момент, который и не планируют улучшать: изъятие начинается по итогам проверки уполномоченного лица, напоминает Шагайда. Это коррупционный момент по нескольким причинам: лиц мало, проверить нужно много. Поэтому могут применяться стимулы, чтобы уполномоченное лицо выбрало определенный маршрут проверок.

Второй момент заключается в том, что критерии неиспользования размыты, при грамотном юристе можно опротестовать решение о признании участка неиспользуемым, констатирует эксперт. "Было бы полезно перейти от инициативы чиновника по проверке к инициативе самого лица, которое видит неиспользуемый участок и хочет взять его в обработку, - полагает Шагайда. - Нужно менять процедуру. Такой подход применяется в ряде европейских стран. Однако это пока даже не обсуждается".

Еще один нюанс: сейчас рассматривается вопрос о том, что если участок выставили на торги, если нет покупателя, то участок должен купить субъект РФ или муниципальное образование. "Это, на мой взгляд, опасное предложение, - констатирует эксперт. - Если будет введено обязательство покупки субъектом РФ или муниципальным образованием, то этим могут воспользоваться лица, которые в начале 2000-х годов захватывали или за бесценок покупали сельскохозяйственную землю в расчете на перепродажу". В этом случае они могут не использовать землю и получить деньги от государства, говорит Наталья Шагайда. Поэтому таких положений в новых нормах быть не должно.